Великий комедиограф Эльдар Александрович Рязанов оставил глубокий след в отечественном кинематографе, и о нем очень много написано. Но лучшим рассказчиком о себе был он сам.
Человеком Рязанов был веселым, самокритичным, а его оценки окружающих были точными, емкими, красочными. Как его фильмы.
Поэтому стоит обратиться к автобиографической книге Маэстро…
К примеру, Рязанов рассказывал, что его приняли во ВГИК в 16 лет, а на втором курсе совсем еще юный Элик поспорил с мэтром Г.М. Козинцевым на творческую тему, и именитый режиссер не выдержал, вспылил и сказал, что отчислит Рязанова, поскольку он еще слишком незрел и молод. На что Эльдар ответил, что приняли его, когда он был еще на 2 года меньше по возрасту, и тогда можно было это заметить и не делать этого. Тогда Козинцев согласился с логикой Рязанова и оставил его на курсе, спася будущие шедевры, которые до сих пор с нами.
Эльдар Александрович откровенно писал, что огромная заслуга в его успехе у Ивана Пырьева, который после того как Рязанов стал работать самостоятельно, чуть ли не насильно заставил его снимать «Карнавальную ночь». Молодой режиссер хотел отказаться, но глава «Мосфильма» сказал, что либо он снимает эту картину, либо вообще никаких других снимать не будет. Зная крутой нрав Пырьева, Рязанов согласился, а после ошеломляющего успеха его дебютной киноленты Иван Александрович по-отечески сказал ему, что нужно продолжать работать в этом жанре, который доступен очень немногим.
Рязанов и стал продолжать снимать комедии, но его картины подвергались тройному контролю вездесущей цензуры. Огурцова из «Карнавальной ночи» посчитали чуть ли не персонажем, который спекулирует на тему бюрократизма, Деточкина в блистательном исполнении Смоктуновского обвиняли в романтизации образа преступника, а «Старики-разбойники», оказывается, нанесли обиду органам юстиции. Даже «Гусарскую балладу» чуть не забраковала министр культуры Фурцева, ведь Кутузова играл комический актер Ильинский. Ну как же так? Так что доставалось Рязанову изрядно…
Эльдар Александрович вспоминал, что в какой-то момент он хотел создавать лирические и драматические картины. Хотел снять «Мастера и Маргариту», но ему не разрешили, и в этот раз советская система поступила очень правильно! Ведь мэтр создал тогда «Иронию судьбы» и «Служебный роман». А Наташу Щукину, Диму Марьянова и Федора Дунаевского Рязанов назвал «чудовищами» и сказал, что страшно жить среди них, когда снимал «Дорогую Елену Сергеевну», а эти юные актеры талантливейшим образом играли подонков. Рязанов не ожидал от них этого, поэтому и подумал, что страшно жить среди таких людей. Ведь они станут взрослыми, и что будет с обществом и страной?
А еще в своей книге он вспомнил, что на 60 лет получил письмо. В нем говорилось, что одна женщина под Новый год решила уйти из жизни. Она купила люминал, надела красивое платье, выпила коньяку и случайно включила телевизор, где впервые показывали «Иронию судьбы». Было это в 1978 году, и экранное действо и замечательный юмор, чувства и переживания героев, тонкий лиризм картины Рязанова так захватили ее, что… она осталась на этом свете до сих пор. Не лучшая ли это оценка творчества великого комедиографа?
Источник: just4fun.su
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook: