Леонида Гайдая называют одним из лучших режиссёров отечественного кино. И это правда. Мастер смог создать шедевры кинематографа, которые на сегодняшний день составляют его Золотой фонд.
Комедии Гайдая настолько яркие и запоминающиеся, что их интересно пересматривать по несколько раз. Они никогда не надоедают. Наоборот, каждый раз в комедии находится эпизод, над которым можно посмеяться.
Конечно, успех во многом зависит и от актёрского состава. Профессионал может украсить даже самый плохой фильм и сделать его интересным. Но самую хорошую режиссёрскую работу может испортить плохая актёрская игра. И от хорошей задумки ничего не останется.
Гайдай знал об этом и старался подобрать актёрский состав так, чтобы он украсил фильм, сделал его более насыщенным и эмоциональным. Кроме профессионализма, Леонид Иович ценил личностные качества артиста. Если ему не нравился человек, то он заносил его в своеобразный «чёрный список» и больше никогда не приглашал в свои картины. Ужиться с гением было не так просто. Стоило актёру подвести маститого режиссёра хотя бы раз, они знали, что больше он их не пригласит. С некоторыми именитыми артистами режиссёр просто прервал всяческое общение после конфликта или неприятной ситуации. Удивительно другое: если режиссёр прерывал отношения, то навсегда. Пути назад у второй стороны просто не было.
Евгений Моргунов
О том, что у Евгения Моргунова был конфликт с Леонидом Гайдаем, знают многие. Однако сегодня эта история сильно приукрашена. И уже не слишком ясно, что является выдумкой, а что было на самом деле.
Актёр и режиссёр вместе работали над картиной «Кавказская пленница». После того, как работа была окончена, Гайдай сказал в интервью, что трио Труса, Балбеса и Бывалого было снято им в последний раз. И всё это случилось по вине Евгения Моргунова, который сам спровоцировал конфликт с Леонидом Иовичем. Подробности инцидента неизвестны, но инициатором был Бывалый. Он с присущей ему прямотой и прямолинейностью высказал в разговоре с режиссёром все недовольства и претензии. Это не понравилось Гайдаю, который не ожидал такого открытого нападения. Он смог закончить вместе с Евгением фильм, но понимал: это их последнее сотрудничество.
Известно, что актёр спустя некоторое время признал свою ошибку и хотел помириться с режиссёром, но тот был непреклонен. Совместных работ у них больше не было.
Арчил Гомиашвили
Об Арчиле Гомиашвили до фильма «12 стульев» мало кто знал. Зато после того, как грузинский актёр сыграл роль в этой бессмертной картине, о нём узнала вся страна. Он вмиг стал знаменитостью, о которой говорили зрители. Он начал сниматься у самых известных режиссёров Советского Союза. Можно сказать, что Леонид Гайдай открыл актёра СССР.
Сначала Арчил согласился сняться в картине «Мимино». Режиссёром фильма был Георгий Данелия. Как известно, он и Гайдай были непримиримыми врагами, но это не поссорило мастера с Гомиашвили. А дело было в другом.
Актёр в одном из интервью одному грузинскому изданию сказал, что это он снял комедию «12 стульев», а не Леонид Иович. Это он, Арчил, придумывал образы актёрам, потому что знал произведение наизусть. В общем, весь успех комедии – это его заслуга. Так считал Гомиашвили и так он рассказывал об этом в каждом интервью. Возможно, что это был для Арчила единственный способ, чтобы прославиться и стать ещё более уважаемым актёром у себя на Родине.
Скорее всего, грузинский артист думал, что Гайдай ничего не узнает, так как газета была не очень известной, местного значения. В этой ситуации Арчил не подумал о том, что у такого прославленного режиссёра есть друзья повсюду. Они-то и перевели ему статью с грузинского на русский язык. Позвонили и прочитали всю информацию, после которой режиссёр прервал всяческие отношения с актёром.
Гайдай ненавидел ложь. Поэтому и прекратил всяческое общение с Гомиашвили. Режиссёр больше не приглашал его и не вспоминал ни в одном из интервью. Такого хвастовства он не смог простить.
Юрий Никулин
Никулин и Гайдай были не просто коллегами. Они много лет дружили и отлично понимали друг друга. У них было много общих тем. Например, война, все трудности, связанные с ней. Также у них была творческая профессия. Актёр и режиссёр вместе со своими семьями отдыхали вместе, а потом вместе работали над новым фильмом.
Многие думали, что дружба между Никулиным и Гайдаем будет длиться вечно, но вышло не так. В один прекрасный момент от былой дружбы не осталось и следа. Разошлись так, как в море корабли.
Режиссёр иной раз выливал на близких неудачи, связанные с профессией. Мастеру было обидно, если близкие стали причиной того, что расстроились его творческие планы. Так вышло и в ситуации с другом, когда тот всё изменил своим неожиданным отказом.
Когда Леонид Иович задумал снимать фильм «Иван Васильевич меняет профессию», он видел в главной роли только друга. Когда же Юрий Никулин прочитал сценарий, то наотрез отказался сниматься. Чтобы найти убедительную причину, Никулин попросил руководство цирка сказать, что он не может покинуть работу. Режиссёр сразу же понял, что дело не в этом. Начальство всегда шло на уступки Никулину. Он мог в любой момент прийти и сказать, что будет сниматься. Его непременно отпускали, а здесь такая версия отказа, которая не соответствует действительности.
Гайдай искал причину отказа друга, но не мог найти. Ему помогли общие знакомые. Они намекнули, что руководство цирка действительно было не против съёмок. Дело в чём-то другом. Вранья Гайдай стерпеть не смог, тем более от друга. Уже был обиден не так сам отказ, как обман. Для режиссёра, у которого тонкая и чувствительная душа, отказ Никулина прозвучал как нежелание работать вместе.
С тех пор режиссёр и актёр начали общаться меньше. Они старались избегать душевных бесед, а их жёны продолжали дружить. Больше Никулин никогда не снимался в картинах прославленного друга.
Андрей Миронов
Прежде чем позвать Андрея Миронова в свои картины, Леонид Гайдай решил к нему присмотреться и понаблюдать со стороны. В это время молодой артист успешно снимался в картине «Три плюс два». После этой картины о Миронове узнала вся страна.
На роль Козодоева в «Бриллиантовую руку» претендовало несколько артистов, но Гайдай видел в этой роли только Миронова. После проб Андрей был назначен на роль. Он сыграл так, что в этой роли трудно представить кого-то ещё. Роль получилась. Сам Гайдай был в восторге от игры молодого талантливого артиста.
Когда начинались съёмки картины «Иван Васильевич меняет профессию», режиссёр собирался снимать Миронова в роли Жоржа Милославского. Всё изменилось после того, как вместо Юрия Никулина главную роль отдали Юрию Яковлеву. Члены художественного совета решили, что у Миронова с Яковлевым ничего не получится. Надо было искать замену. И её нашли в лице Леонида Куравлёва. Правда, решение приняли не сразу. Пока худсовет обсуждал и решал, стоит ли утверждать кандидатуру Миронова, он принял приглашение Эльдара Рязанова. Он на тот момент приступал к съёмкам комедийного фильма «Невероятные приключения итальянцев в России».
Для Леонида Гайдая такой поворот стал полной неожиданностью. Режиссёр отстаивал кандидатуру Миронова, а тот так поступил. На этом отношения прославленного режиссёра и известного артиста прекратились. Вместе они уже никогда не работали.
Были и другие артисты, которые попали в «чёрный список». Например, один из не слишком известных актёров должен был сниматься в эпизоде. После нанесения грима, артист вышел на улицу, а гримёр сообщил Гайдаю: актёр в нетрезвом состоянии. Эпизод сняли, так как всё было готово, но больше режиссёр никогда не приглашал этого актёра работать вместе.
В таком подходе к подбору актёров есть положительная сторона: успех комедии был гарантирован, ведь только при слаженной работе режиссёра и актёра возможен настоящий успех. А о том, что он был, говорят бессмертные работы прославленного мастера.
Источник: just4fun.su
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook: