Имя Анны Павловой стало синонимом русского балета — строго говоря, он с нее начался.
Анна Павловна Павлова имела две биографии: одну “позорную”, как она сама говорила, а другую – парадную. Согласно выдуманной версии, отец будущей балерины, рядовой Семеновского полка, умер молодым, когда девочка была совсем маленькой, и они с матерью-прачкой влачили жалкое существование. Однажды (по всё той же сказочной версии) мать подарила дочери билет в Мариинку, где девочка очаровалась искусством танца и твердо решила стать балериной.
Возможно, поход в Мариинский театр всё же имел место, но не при таких драматичных обстоятельствах. Дело в том, что настоящим отцом Ани был банкир Лазарь Поляков, у которого когда-то служила горничной ее мать. Свою вину перед Любовью Федоровной Поляков загладил щедрыми отступными. Она даже смогла построить двухэтажный дом и открыть собственную прачечную.
А в театральное Анну буквально спровадили из дому, где ее не любили ни мать, ни отчим. Кстати, в те времена на такую учебу порядочных девушек не отдавали, потому что практически все танцовщицы были содержанками богатых господ. Не минула эта чаша и Павлову.
Но нет сомнений, что танец она действительно любила и отдавалась занятиям самозабвенно. Окончив Императорскую балетную школу, Анна все же попала в вожделенную Мариинку. Тогда телосложение балерин сильно отличалось от современного (та же Кшесинская обладала довольно коренастой и тяжелой фигурой). Благодаря своей грации и изяществу она смогла миновать этап кордебалета и даже получила возможность танцевать второстепенные сольные партии. Любопытно, что в бытность учебы ее не считали красивой именно за худобу.
Кстати, танец “Лебедь” тоже начался с Анны Павловой. Его для балерины придумал хореограф Михаил Михайлович Фокин. Изначально она просто плыла по сцене, рисуя танец своими руками, которые буквально завораживали зрителя. Танцы Павловой были не похожи один на другой – каждый раз на сцене Анна импровизировала и делала это блестяще.
Глядя на ее первые выступления и удивительно высокий подъем ноги “горкой”, графиня Бенкендорф заметила: “Так и упорхнет из России”.
Вскоре в жизни талантливой балерины появился Виктор Эмильевич Дандре. Их познакомил генерал Николай Михайлович Безобразов – почетный член корпорации балетоманов и большой любитель молодых танцовщиц. Первоначально это было всего лишь интригой со стороны барона Дандре. Он и представить не мог, что это юное создание вскружит ему голову на всю оставшуюся жизнь!
Анна мечтала наконец стать законной супругой. Она верила, что талантлива настолько, что их неравный брак сгладится в глазах света, но Виктор понимал, что это невозможно. Он хлопотал за возлюбленную, доставая ей первые партии, снял квартиру на Офицерской улице, оплачивал счета и костюмы. Анна Павлова была удостоена звания “балерины”, которых тогда на всю Россию было только пять! И все-таки оставалась содержанкой. А тут еще поползли слухи о женитьбе Дандре на другой.
Анна признавалась, что “…начала кутить, чтобы досадить этому нечестному человеку, но после устала бороться…”. И стала гастролировать по Европе. А в 1909 году произошло ее судьбоносное знакомство с Сергеем Дягилевым, который пригласил балерину в свои “Сезоны”.
Позже Виктора Дандре осудят за растрату, но Павлова не приедет к нему, демонстративно отправившись на гастроли по миру. Она вкалывала как проклятая, соглашалась на частные выступления за большие деньги, а потом приехала в Петербург и… уплатила залог за любимого в размере $18 000. Свет ахнул: “Какая лебединая верность!”.
Потом в Англии Виктор все-таки женился на Павловой, но она, обиженная прошлым, гордо сказала ему в день свадьбы:
Если ты кому-нибудь скажешь, что мы женаты, между нами все кончено. Я под поезд брошусь. Я теперь Павлова. Теперь мне плевать на какую-то «мадам Дандре»
В 20-е годы мир помешался на “павломании”. Фасоны — как у балерины, духи — в ее честь, даже сорт роз “Pavlova” теперь считались едва ли не самыми модными артефактами. В 1925 году Анна Павловна “истоптала” в танце 2 000 пар пуант!
Но ни успех, ни статус жены не сделали ее счастливой. Анна признавалась, что страшно завистлива, что не умеет любить и одно только утешение находит — в танце. Там она чувствует себя органичной, нужной, находящейся на своем месте. Даже умерла она, если верить легенде, со словами: “Приготовьте мой костюм Лебедя”.
23 января 1931 года великой балерины не стала. Причиной смерти стал плеврит, который нужно было своевременно лечить. А она отказалась от операции в пользу гастролей и выступлений. Анна Павлова не дожила недели до своего полувекового юбилея.
Источник: fabiosa.com
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook: