5 самых трогательных, правдивых и живых стихотворений Веры Полозковой

5 самых трогательных, правдивых и живых стихотворений Веры Полозковой

Вера Полозкова – одна из культовых поэтесс современности. Она либо определенно нравится, либо не нравится вовсе. Что-то вроде Довлатова в юбке. Искренняя, не боящаяся затрагивать самые тонкие струны души. Впрочем, не нравится она в основном мужчинам, потому что про них написано много. Но и не про мужчин тоже. Вера пишет про жизнь и о жизни, о прошлом, которое иногда болит, о солнце меж пальцами, о запахе счастья и о том, что важнее всего быть собой… Настоящими.

А мы жили тогда легко: серебро и мед

Летнего заката не гасли ночь напролет

И река стояла до крестовины окон

Мы спускались, где звезды, и ступни купали в них

И под нами берег как будто ткался из шерстяных

И льняных волокон

Это был городок без века, с простым лицом,

И приезжие в чай с душицей и чабрецом

Добавляли варенья яркого, занедужив;

Покупали посуду в лавках, тесьму и бязь

А машины и лодки гнили, на швы дробясь

Острых ржавых кружев

Вы любили глядеть на баржи из-под руки,

Раздавали соседским мальчикам пятаки:

И они обнимали вас, жившие небогато.

И вы были другой, немыслимо молодой,

И глаза у вас были — сумерки над водой,

Синего агата.

Это был июнь, земляника, копченый лещ,

Вы носили, словно царевич, любую вещь

И три дома лишили воли, едва приехав

— тоня говорит, вы женаты? — страшная клевета!

А кругом лежал очарованный левитан,

Бесконечный чехов

Лестницы, полы в моей комнате, сени, крыльцо, причал —

Всюду шаг ваш так весело и хорошо звучал,

Словно мы не расцепим пальцев, не сгинем в дыме,

Словно я вам еще читаю про древний рим

Словно мы еще где-то снова поговорим,

Не умрем молодыми

Кажется, мы и теперь глядим, как студеной мглы

Набирают тропинки, впадины и углы,

Тень пропитывает леса и дома, как влага.

Черные на фоне воды, мы сидим вдвоем

А над нами мед, серебро и жемчуг на окоем,

Жатая бумага.

Уезжайте в августе, свет мой, новый учебный год

Дайте произойти всему, что произойдет, —

А не уцелеет ни платья, ни утвари, ни комода,

Наша набережная кончится и гора, —

Вы пребудете воплощением серебра,

Серебра и меда.

Вера Полозкова – коренная москвичка. Пишет с пяти лет, публикуется с пятнадцати. Она научилась метко, филигранно владеть словом, но вот с негативом, по ее словам, справляется с трудом. Потому интервью давать не любит.

Дебора питерс всегда была женщина волевая.

Не жила припеваючи — но жила преодолевая.

Сила духа невероятная, утомляемость нулевая.

Дебора питерс с юности хотела рыжую дочку.

Дебора растила джин в одиночку.

Перед сном целовала пуговичку, свою птичку, в нежную мочку.

Дебора несчастна: девчонка слаба умишком.

Эта страсть — в пятнадцать — к заумным книжкам,

Сломанным мальчишкам, коротким стрижкам:

Дебора считает, что это слишком.

Джинни питерс закат на море, красная охра.

Джинни делает вид, что спятила и оглохла:

Потому что мать орет непрерывно, чтоб она сдохла.

Когда ад в этом доме становится осязаем,

Джинни убегает, как выражается, к партизанам,

Преодолевает наркотики, перерастает заумь,

А тридцатилетняя, свитерочек в тон светлым брюкам,

Дебору в коляске везет к машине с неровным стуком:

Вот и все, мама, молодчина, поедем к внукам.

Дебора сощуривается: бог обучает тонко,

Стоило почти умереть, чтоб вновь заслужить ребенка —

Лысая валькирия рака,

Одногрудая амазонка

Стоило подохнуть почти, и вот мы опять подружки,

Как же я приеду вот так, а сладкое, а игрушки,

Двое внуков, мальчишки, есть ли у них веснушки?

Я их напугаю, малыш, я страшная, как пустыня.

Ты красавица, мама, следи, чтобы не простыла.

Стоило почти умереть, чтобы моя птичка меня простила.

На счету поэтессы три изданных сборника стихов, работа в театрах, туры с концертами. В 2009 году Полозкова получила премию «Неформат» в номинации «Поэзия». В 2011 стала лауреатом премии им. Риммы Казаковой. А через год ее пригласили на книжную ярмарку Book Expo в Нью-Йорке, где Вера сольно читала свои стихи. Но все достижения для Полозковой – промежуточные этапы. Девушка говорит, что много денег ей не нужно: она предпочитает вести простой образ жизни, умеет находить дешевые билеты на концерты и самолеты и не нуждается в покупке машины.

«Джудекка»

Вот кофе, и не думай ни о чем.

Тот молод здесь, кто лучше освещен.

Официант насвистывает верди.

Вот бровь моста, вот колокольни клюв.

Вот сваи троеперстием сомкнув,

Вода поет преодоленье смерти.

Белье пестрит. глициния цветет.

Соединяя этот мир и тот,

Свет за монетку щёлкает над фреской.

Пасхальная венеция, цинга

Твои фасады жрет и берега

И всякую морщинку чертит резкой,

Но погляди: ведь ты затмила всех.

В проулках тишь, на набережной смех,

А к белому приносят сыр скаморца.

И пена яркая обходит катер вдоль,

Как седина лукавая, как соль

В кудрях тяжелых средиземноморца

О личной жизни Веры известно немногое: в августе 2014 года вышла замуж за бас-гитариста Александра Бганцева, а через год у пары родился сын. К материнству (как и к жизни) Полозкова относится философски мудро. Говорит, что главное лекарство от послеродовой депрессии – изначально выбрать ребенку правильного отца. Правильный – то, который будет напоминать о том, что ты – красива и любима, даже видя тебя в неврозе и после бессонной ночи.

«Колыбельная для ф.а.»

Засыпай, мой сын, и скорее плыви, плыви

Словно в маленькой джонке из золотой травы

Вдоль коричневой ганги в синий фонтан треви

Принеси людям весть с холодной изнанки смерти,

С видимого края любви

Засыпай, моя радость, и сразу теки, теки

Словно лунное масло, в долины и родники,

В голубые лиманы, на дальние маяки

Погружая в питерские сугробы, в пески гокарны

Сразу обе руки

Засыпай легко, мое сердце, и мчи, и мчи

Сквозь базары стамбула, их свечи и калачи,

Суматоху вокзалов в маргао и урумчи, —

Прокричи всем, давайте праздновать, я вернулся,

Бриджабаси и москвичи

В восприятии мира и поэзии за эти 16 лет (сейчас поэтессе 31) многое в Вере изменилось. Говорит, что стала понимать законы жизни, смотреть на мир более незамутненно, что ли: «Я пришла к ощущению, что любое твое слово теперь может быть обращено против тебя. И вообще времени слишком мало, надо просто работать и жить. Я не отоплю Вселенную, не смогу переубедить всех дураков и ханжей».

Ты, говоришь, писатель? так напиши:

У дрянного этого времени нет души,

Ни царя, ни сказителя, ни святого —

Только бюрократы и торгаши

Раз писатель, то слушай, что говорят:

Трек хороший, но слабый видеоряд:

Музыка с головой заливает город,

Жители которого вряд ли ведают, что творят

Ты-то белая кость, а я вот таксист простой.

Я веселый и старый, ты мрачный и холостой.

Ты набит до отказа буквой из телефона,

А я езжу праздничный и пустой.

Одному вроде как и легче, но помни впредь:

До детей наша старость, как подвесная клеть,

Все качается в темноте нежилым плутоном,

И все думают — ну уж нет, там не жить, а тлеть

А потом приходит к тебе дитя:

И вдруг там, на плутоне, сад тридцать лет спустя,

Да и ты, не такой уж страшный, выносишь кружки

И варенье яблочное, пыхтя

Напиши, знаешь, книгу, чтоб отменила страх:

Потому что я говорящий прах, да и ты говорящий прах,

Но мы едем с тобой через солнечную покровку,

Как владельцы мира, на всех парах

Потому что ведь я уйду, да и ты уйдешь:

А до этого будет август, и будет дождь —

И пойдет волнушка, и будет персик —

Прямо тот, что исходит мёдом и плавит нож.

Кому рекомендуется читать? Всем. Вот правда. Почитайте, а потом решите сами, нужна ли вам такая поэзия, и хотите ли вы считать это поэзией. Вдруг зацепит.

Источник: fabiosa.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook: